Где смеяться? Комики из Ставрополя
рассказывают о юморе
Можно ли зарабатывать на юморе? Как стать смешным? Умеют ли ставропольцы шутить? И, в конце-концов, что сложнее и важнее - КВН или стендап? Мы поговорили с двумя комиками - и получили очень разные ответы. Скажем сразу: наши герои не знали, что их слова попадут в один материал.
стендап-комик, участник шоу "Stand up на ТНТ"
- Как пришли в юмор? Сколько лет уже им занимаетесь?

– Если считать, что КВН – это юмор, то в школе играла. В универе на первом курсе играла в КВН, но сразу поняла, что – вообще не моя тема. Нравился стендап. Когда была в Ставрополе, писала «в стол», потому что вообще негде было выступить. Решила переехать в Москву. Ну и теперь выступаю со стендапом три года с перерывами.

- Вы зарабатываете на юморе?

– Конечно, я работаю, мне приходится. Если у меня не будет своих денег – буду паниковать. Работа плохо сказывается на стендапе. Не могу ему уделять столько времени сколько очень хочу. А те чуваки, которые «ели Доширак» или их содержали родители, уже зарабатывают на стендапе. Именно на стендапе ничтожно мало зарабатываю. На самом юморе иногда бывает неплохо. Просят всякие блогеры пописать им, или ТВ-передачи для подростков. Но это всё не стабильно.
- Как сделать юмор своей профессией и способом заработка?

– Хотела бы я знать, как так сделать, тогда буду самым счастливым человеком на земле. Пока это скорее хобби, но его даже не хочется так называть. Хобби – это что-то типа рыбалки или шахматы. А тут всё гораздо больше, из-за хобби не переезжают жить в другой город.

- Как рождается шутка? Есть какие-то правила хорошей шутки и выступления в целом?

– Есть много вариантов. Мой любимый, когда она появляется внезапно, во время прогулки например. Для меня важно придумать самой, чтобы никто не накидывал свои варианты. Я к этому трепетно отношусь. Не уважаю комиков, которые практически сами себе не пишут. Если посмотреть какой-нибудь стендап фестиваль, можно увидеть, что большинство комиков «надумывают свою шутку», «высасывают из пальца»; использует всякие правила трех; обманки, которые пробиваются, очень популярна у комиков «комедия наблюдений» – хотя вернее будет комедия повторений, что уже давно обшучено еще в античности каким-нибудь Аристофаном. Для меня хорошее выступление – это когда я не очень сильно нервничаю и не критикую себя, тогда всё пройдет хорошо.

- Что делаете, когда нет вдохновения, а нужно выдать юмористический контент? Насколько это сложно? И вообще, где ищете шутки?

– Внимание, стандартный ответ комика – шутки ищу «из жизни». Я говорю сейчас не про эти жизненные шутки: «какая жена глупая; какой муж невнимательный; а какие сумасшедшие у меня родственники; мой начальник – дурак; эти девушки такие, а парни такие; вот в наше время было, а сейчас молодежь не та… и т.д.» - таких у меня нет. Возможно, и популярности поэтому тоже нет. Я имею в виду жизнь в общем, в особенности ее абсурдность. Когда нет вдохновения, я смотрю концерты зарубежных комиков, фильмы, слушаю музыку или иду гулять – восполняю запасы.
- Как вы определяете, что смешно, а что нет?

– Хотела бы иметь такой определитель. Но у меня его нет. Что иногда смешно мне, обычно в тишину заходит в зале, поэтому я проверяю на открытых микрофонах. Или было, когда я забивала на свои шутки, решив, что это несмешно, а оказывалось наоборот. Короче, не нужно решать за других. Надо просто идти и проверять.

- Какой формат юмора сейчас наиболее востребован? КВН, миниатюры, стендап?

– Я не сильно шарю в востребованности. Но стендап – это точно самое сложное, а значит, самое крутое из всего перечисленного. Чуваки, которые имеют успех в КВНе, миниатюрах, вайнах в большинстве случаев придут и хорошенько выступят в тишину со стендапом, я вас уверяю. И наоборот, знаю много стендап-комиков, которые зайдут в любом другом жанре юмора. Это машины юмора.
- А что делать, если считаешь, что смешной и хочешь заниматься юмором? С чего начать?

– Смотреть, слушать, писать, говорить. Смотреть других комиков. Слушать подкасты. Писать везде: твиттер, заметки, в блокнот и т.д. Говорить, размышлять с диктофоном, другими комиками, с залом. Писать-выступать-записывать на видео и так до бесконечности, с каждым разом увеличивая нагрузку. Или пойти на курсы стендапа – но это отстойный путь.

- Кого из юмористов вы смотрите, за кем следите?

– Раньше только западных комиков смотрела. Сейчас, слава Богу, есть у нас достойные чуваки. Но я не про телевизионных. Я говорю про нонеймов, андеграунд-комиков, или известных, но в узких кругах. Их не редактируют авторы, они не гонятся за одобрением публики и подписчиками, не пляшут под дудку продюсеров. Им уважение и почет. За ними я слежу, как орел.
Что почитать, посмотреть о стендапе и юморе?

Обязательны к просмотру все переведенные западные комики. А кто хочет посмотреть настоящий российский стендап, советую обратить внимание на Василия Медведева и в общем канал Stand-UpClub #1. Есть проект «Открытый микрофон» на ТНТ, там человек 20 наберется со всех сезонов, которых точно надо смотреть: например, Вера Котельникова, Тимур Джанкёзов. О стендапе, конечно, канал «Сидаун», паблик МХС в «ВК». Твиттер почитайте Дениса Чужого, Артема Андреева, Гарика Оганисяна например. Послушайте хип-хоп исполнителя «Ты проиграл». Вообще очень много талантливых чуваков, всех не перечислишь. Заходите ко мне в «ВК», я там сливаю всех.
- Чем стендап отличается от других форматов юмора – от того же популярного КВН?

– Да КВН это не всегда юмор вообще. Кто его смотрит сейчас – сами же квнщики и их родственники? КВН командам выделяется финансирование от универа, места для выступлений и репетиций, им часто помогают авторы. Это тепличные условия. А стендап-комики без денег делают крутые проекты, выступления. А теперь миниатюра «Представьте, что было бы, если бы стендап-комику выделялись деньги».
- Насколько стендап развит в России?

– Он есть. Но он не развит. Я считаю развитием, когда есть профессия – комик. Как актер или журналист. Я думаю, многие не понимают вес комика в наше время. А зря.

- Чего должно быть больше в стендапе – проблемы или шутки?

– Да я считаю поровну. Но вкус зрителя мне иногда не понятен. Бывает, выходит комик, говорит что-то необычайно важное, смешное, а зал молчит. А выходит комик и шутит в миллионный раз про свою девушку, как она что-то не умеет и всем очень смешно. Что должно быть и как есть на деле – это разные вещи.
Стендап – это точно самое сложное, а значит, самое крутое из всего перечисленного. Чуваки, которые имеют успех в КВНе, миниатюрах, вайнах в большинстве случаев придут и хорошенько выступят в тишину со стендапом, я вас уверяю.
- Какой стендап предпочитаете – выступление в баре, на Youtube или на ТНТ?

– Когда я шесть месяцев выступала со стендапом, я пошла на ТНТ. Но сейчас я отказалась от последних проектов и кастингов. На Youtube тоже не все проекты мне по душе. А в те, которые по душе, не так легко попасть. Но я постараюсь. А в барах я всегда стабильно.

- Слышали хоть раз ставропольский стендап?

– Что-то слышала. Жаль, что не получается по времени выступить у них, когда я приезжаю в Ставрополь. Это будет непривычно для меня. Тут по-любому много знакомых. Респект тем, кто делает ставропольский стендап. Желаю добиться уровня, как в Москве, Питере, Воронеже, Минске, Казани.
- Самая крутая шутка, которую вы слышали за последнее время.

Самую крутую не могу сказать. Цензура и их очень много. Но посмотрите концерты Джим Джеффриса, Луи Си Кея, Митч Хедберга, Деметри Мартина, Стивен Райта. Отыгрыши Патрис О'Нила, Крис Д'Елии, Расула Чабдарова, Дэймон Уайанса.

- А ваша шутка, которая вам больше всего нравится?

Мне мои только вначале нравятся. А потом сразу же любовь проходит. В стендапе шутку в двух словах не расскажешь. Они выстраиваются в бит. Если я скажу одну шутку из своего материала, она будет просто как первое предложение. И все такие: «Ну и в чем шутка?». Всё впереди, возможно шутка, которая мне нравится, ещё будет.
директор команды КВН "Михаил Дудиков", руководитель Ставропольской лиги КВН, ведущий, блогер
- Как пришли в юмор? Сколько лет уже им занимаетесь?

– Это был далекий 2008 год. Я поступил в СГУ (предок СКФУ), где функционировала студия КВН, которую курировала вузовская команда и дважды в неделю устраивала занятия-репетиции-смотр (назовём это так)... Друзья потащили меня туда практически силой, но, как оказалось, это был судьбоносный поход. Через две недели после того занятия меня взяли в команду помогать в написании шуток и играть роли второго плана, так все и завертелось! В этом году исполнилось 10 лет, как я этим занимаюсь. Это уже прямо срок, только сейчас задумался... Нет, не о том, «как же неумолимо течёт время», а о том, что надо бы тортик и чай проставить команде – повод стоящий.

- Вы зарабатываете на юморе? Если да, то сколько? Хватает ли вам на жизнь этого заработка или приходится искать основное место работы?

– Нотки Дудя в интервью, обожаю! Скажем так: все те работы и сферы деятельности, которыми я сейчас занимаюсь, связаны с КВНом либо напрямую, так как я руковожу Ставропольской краевой лигой КВН и директорствую в команде «Михаил Дудиков», либо косвенно, если речь идёт об event-сфере, в которой я работаю со своим коллективом единомышленников, или написании сценариев, режиссировании мероприятий, съемке рекламных роликов, вайнов и т.д. Так что я зарабатываю не столько на КВНе, сколько благодаря ему. Ведь навыки импровизации, дикции, сценической пластики, авторства, написания шуток и юмористического материала, режиссёрские азы постановки кадра, мероприятия, номера – всё это дал мне тот самый веселый и находчивый клуб. Благодаря темпу, в котором играем в эту игру, мы стали обучаемыми, быстро вовлекающимися в процесс и оперативно соображающими... Короче говоря, совмещение нескольких работ не напрягает, а лишь выглядит как очередной вызов для меня и сокомандников.
- Как сделать юмор своей профессией и способом заработка?

– Интересный вопрос. Если ты занимаешься юмором, отдавая всего себя, если для тебя это дело любимое и ты, совершенствуясь, ежедневно становишься в нем лучше и лучше, то рано или поздно это начнёт приносить доход, как и в любой другой сфере деятельности. Ты начинаешь либо работать с другими командами, либо уходишь в event-среду, в рекламу, досуг, тимбилдинг, разработку контента и прочее. КВН совместим и соседствует с большим количеством областей, так что найти себя и реализовать хороший КВНщик может по-разному!

- Зачем вы занимаетесь КВН? Насколько сложно пробиться в Высшую лигу? Есть ли какие-то правила, концепты команды, которые нужны для этого? Какая отдача от этого?

– Скажем так, это дело для меня по-прежнему является любимым, азарт никуда не пропал, хочется дойти до конца! Мы идём по пути наверх, значит делаем пока все правильно и хотим достичь заветной для каждого КВНщика цели, бросать все сейчас было бы странным. Задача ещё не выполнена, а мы привыкли доводить дело до конца! Я не говорю, что это однозначно чемпионство в Высшей лиге (хотя, безусловно, сделаем все возможное, чтоб этого достичь). Скорее, я про то, чтоб пройти этот сезон с максимальной отдачей, а по его окончанию пожинать плоды.

- Какими юмористическими проектами вы занимаетесь сейчас?

– В данный момент это КВН и съёмки юмористического видеоконтента.

- Юмористические вайны в Instagram - зачем вы это делаете? Как много времени на это уходит? Приносит ли это деньги?

– Изначально с супругой снимали это для души, но в какой-то момент посыпались заказы рекламы, у нас и сейчас на очереди большое количество, надеюсь со второй половины апреля, как только вернёмся с 1/4 финала, наверстать всё в этом направлении. Люблю вопросы про деньги. Небольшие, но приносит, скорее, удовольствие тут не столько материальное, сколько душевное от креативной деятельности.
- Как рождается шутка? Есть какие-то правила хорошей шутки и выступления в целом?

– Да, есть главное правило хорошей шутки! Если она понравилась зрителю, цитируема, ушла в народ, то она хорошая! Существует масса механизмов и способов написания юмора, но это, скорее, придётся мне пригласить вас к нам на школу КВН, там в интенсивной форме за несколько дней все расскажем! Как минимум нужно быть наблюдательным. Юмор вокруг нас, правильно замеченные бытовые вещи всегда будут иметь отклик у человека, так как он узнает себя или близкого человека в ситуации, фразе, действии, положении, которое произнесено или сыграно на сцене. Безусловно, отдельное внимание уделяется актуальным событиям. Юмор меняется вместе со временем. Так что весёлый взгляд на свежие события, новое прочтение актуальных тем или ирония над ними, конечно, вполне может принести одобрительную реакцию окружающих! Нужно не только уметь писать юмор, но и следить за трендами юмора в наше время, чтоб не отстать от него, необходимо понимать психологию поведения зрителя, ставить себя на его место, в общем, математика игры есть и ее тоже нужно, безусловно, брать в расчёт.

- Что делаете, когда нет вдохновения, а нужно выдать юмористический контент? Насколько это сложно? И вообще, где ищете шутки?

– Делаем небольшую передышку, перезагружаем голову, поднимаем себе настроение походом в кино, просмотром сериалов/шоу, чтением, командным общением, настраиваемся по-разному. Бывают разные ситуации, стараемся вообще не прекращать творческий процесс даже по приезду с игр, чтоб не терять творческую форму. Чем дольше ты не занимаешься креативной деятельностью, тем сложнее входить в колею. Так что работать начинаем заранее, это приносит свои плоды, чуть проще от этого в поездках, когда ты готов к нещадным «редакторским ножницам», так как хорошо поработал на сборах и набрал форму, и тебе есть что предложить в случае необходимости замены материала или есть возможность оперативно написать новое, так как ты готов к этому.
- Как вы определяете, что смешно, а что нет?

– Если это нравится большинству участников команды, значит, безусловно, достойно внимания редакторов, если и они готовы посмотреть на это со сцены, то дело уже за единственными судьями - зрителями. Юмор в принципе вещь субъективная, сложно быть однозначно уверенным в том, смешная ли шутка или нет. Так что путём споров, сомнений и риска, коллегиально можно дойти до истины.

- Какой формат юмора сейчас наиболее востребован? КВН, миниатюры, стендап?

– Я думаю приветствуется юмор бытовой, неважно в какой форме из вышеперечисленных он представлен, так как жизненные наблюдения это тема знакомая всем и имеющая широкий отклик у масс. Думаю, что интересен юмор экспериментальный, абсурдный, необычный, потому что сейчас, с развитием соцсетей, групп, пабликов, количество юмористического контента просто зашкаливает, людям все это, конечно, интересно, но такое обилие пресыщает, хочется нового, яркого, необычного. Так что что-то нестандартное, однозначно, будет иметь, если не успех, то хотя бы интерес к оному. Конечно, юмор актуальный, о нем я говорил ранее.
КВН – это форма сложнее, так как коллективу приходится решать в своём выступлении уйму задач. А стендап - жанр другой. Трагедия маленького человека.
- Как относитесь к мнениям о том, что в КВНе сейчас очень мало юмора как такового в отличие от того же стендапа?

– Я такое мнение не разделяю. КВН – это форма сложнее, так как коллективу приходится решать в своём выступлении уйму задач, познакомить с коллективом, с концепцией, яркими персонажами, найти разные необычные формы подачи и преподнесения юмора, удивить зрителя. Быть разными. Явить юмор в музыкальном, текстовом виде, показывать номера, это непросто, особенно с учётом того, что юмора сейчас очень и очень много. А стендап - жанр другой. Трагедия маленького человека. Наблюдения. История. Когда ты один на сцене, зритель относится к тебе с большим пониманием и поддержкой, нежели в случае с большим количеством людей в ярких костюмах, представляющих регион/вуз/организацию! Этот сезон Высшей лиги, на мой взгляд, очень интересный. Потому что очень много экспериментальных команд с интересной концепцией. Образы, костюмы, подача, формат. Что-то получается, что-то нет, но в целом смотреть на это интересно.
Что почитать, посмотреть о юморе?

– Почитать можно книгу «Что такое КВН», ещё Джуди Картер «Библия комедии», например.
- Есть ли какие-то тенденции в тематике юмора? О чем сейчас модно шутить?

– Сейчас бум на жизненный КВН, на «бытовые узнававшки», плюс, конечно, тренды в музыке, кино, телевидении, спорте всегда освещены в КВН. Коллективы стараются зацепить концепцией. Над этим ведётся главная работа. Драматургия. Хочется предложить зрителю КВНовский «сериал», который хочется смотреть дальше. Просто юмор не всегда интересен, потому что в интернете его полно.
- Что делать, если ты несмешной, но очень хочется? Можно ли научиться шутить?

– Конечно! Помните историю Джима Керри, надеюсь. Так вот упорство и труд... дальше, вроде, знаете!

- А что делать, если считаешь, что смешной и хочешь заниматься юмором? С чего начать?

– Изучить теорию написания юмора, существует большое количество материала на данную тему, смотреть много юмористического контента, стендап-концерты, шоу, телепередачи, скетч-шоу, в том числе и зарубежные, расширять представления о том, какой должен и может быть юмор. Раздвинуть шоры. И начинать пытаться писать, делать юмор самому. Первые шаги, чаще всего, будут неубедительными, главное делать правильные выводы и продолжать заниматься этим. Плоды придут!

- Кого из юмористов вы смотрите, за кем следите?

– Смотрю юмористические сериалы, как наши отечественные («Полицейский с Рублевки»), нравится работа Бурунова, так и зарубежные - «Сообщество», «Атланта», потому как считаю Дональда Гловера потрясающим автором и актером, нравится формат «Прожарки», шоу «Монти Пайтон».
- Долгое время в Ставрополе существовало мнение, что ставропольцы, в отличие от того же Пятигорска, шутить не умеют. Как думаете, это правда? Кто-то в городе делает или делал хороший юмор?

– Я думаю, что шутить умеют все, в обоих городах были, есть и будут отличные комики, команды! Что касается Пятигорска то обе команды последних лет в Вышке оттуда это фантастика, таких успехов ставропольские коллективы доселе не достигали, постараемся изменить это!

- Самая крутая шутка, которую вы слышали за последнее время.

– Ох... даже не знаю! Любая, что мама присылает мне в WhatsApp на картинках с котятами!

- А ваша шутка, которая вам больше всего нравится?

– Та, от которой улыбается дочка! Хотя там скорее актерские этюды!
Автор: Вероника Кизима
Made on
Tilda